Главная - Главная - новость

Топливный кризис охватил Казахстан

6 октября 2021

Казахстан, богатая углеводородами страна, сегодня борется с нехваткой бензина, которая затронула всю страну, включая столицу Астану и южный мегаполис Алматы.

 История развития событий топливного кризиса Казахстана

Объявления о дефиците пришли в конце сентября, когда средства массовой информации Казахстана начали сообщать, что АЗС на Севере и Востоке страны испытывают проблемы с поставками газа потребителям. В настоящее время многие заправочные станции поставляют топливо только в обмен на купоны. Эти маленькие листы бумаги, которые можно обменять на определенное количество газа (10, 20 или 30 литров), раздаются сотрудникам некоторых компаний, которые заранее покупают купоны в массовом порядке в качестве формы страхования от сезонного повышения цен.

 Для водителей без купонов ничего не остается, кроме как бродить по городам в поисках тех немногих заправочных станций, которые продают топливо за деньги. Хуже того, продавцы газа, похоже, используют этот момент, повышая цены примерно на одну десятую. Сообщается, что некоторые сети АЗС в западных регионах страны повысили цены примерно на 35 процентов.

Несмотря на рост затрат на топливо, километровые линии на заправочных станциях стали обычным явлением. Они же и вызвали остановки движения в некоторых городах.

Хочется отметить быструю кооперацию водителей в социальных сетях и приложениях для телефона, которые помогают обмениваться информацией о доступности газа в режиме реального времени.

Как так получилось, что нефтяная страна страдает от дефицита топлива?

Министерство энергетики объяснило дефицит запланированным ремонтом на двух из трех национальных нефтеперерабатывающих заводов, один в западном городе Атырау, а другой на Севере в Павлодаре. Это снижение поставок усугублялось внезапным прекращением поставок российского топлива, на которое приходится 40 процентов потребностей Казахстана.

 Высокопоставленный член парламента от правящей партии Нур НАТО Маулен Ашимбаев высмеял эти объяснения. Он обвинил анонимные партии в попытке быстро извлечь выгоду из кризиса. Ашимбаев заявил, что правительство должно принять немедленные меры для решения вопроса, иначе парламентарии займутся им, хотя не уточнил, что именно он имел в виду.

 Политолог Руслан Жангазов поделился оценкой депутата, сказав, что на казахском топливном рынке есть посредники, которые собирали газ и строго контролировали поставки и цены.

10 октября премьер-министр Бакитян Сагинтаев потребовал полного урегулирования ситуации от министра энергетики канаты Бозумбаева, который продолжал настаивать на том, что все нормально и говорить о дефиците неуместно. Тогда Бозумбаев обвинил в дефиците «спекулянтов из соседних стран, покупающих топливо в больших количествах», и владельцев АЗС, не рассчитавших спрос на топливо из России.

 Начальство не было в восторге от объяснений. Назарбаев издал официальный выговор Бозумбаеву-предупреждение, которое может дать только президент. Затем Сагинтаев уволил заместителя министра энергетики Асета Магауова и вице-президента КазМунайГаза, национальной нефтегазовой компании Данияра Берлибаева, портфель которого охватывает внутренний рынок топлива.

 После этих громких кадровых перестановок глава КазМунайГаза Сауат Минбаев провел пресс-конференцию, чтобы раскрыть еще одну часть головоломки дефицита. Как пояснил министр нефти и газа Республики Казахстан, в то время как качественный газ продается в России за эквивалент 0,65 доллара за литр, ориентировочная цена, установленная казахстанским антимонопольным агентством, с которой продавцы упали на свой страх и риск, составляет 0,44 доллара за литр. Правила рынка делают экспорт российского топлива в Казахстан плохим бизнесом. Решающую роль здесь играет Комитет по регулированию естественных монополий.

 Спустя время Минэнерго достигло договоренности с Антимонопольным комитетом, который должен учесть расхождение цен с Россией и к 15 октября должно произойти повторное появление импортного топлива. Водители теперь ожидают кризиса нехватки топлива, который будет заменен быстрым ростом цен.

 Аналогичный газовый кризис в Казахстане произошел летом 2014 года. Также в этот раз чиновники обвинили российских поставщиков. В октябре того же года представитель Минэнерго Нурбек Амангельдюли заверил собеседника, что после модернизации отечественных НПЗ подобные события повторяться не будут. Но ситуация повторилась спустя три года.

Перспективы развития топливной энергетики Казахстана

Одиль Рено-Бассо, президент Европейского Банка реконструкции и Развития (ЕБРР), во время визита в страну Центральной Азии озвучил проекты по снижению выбросов углекислого газа – основным фокусом страны, ведь потребность в энергетическом переходе огромна. На долю угля приходится 70 % выработки электроэнергии в стране. Это не может быть быстро прекращено с помощью одних только возобновляемых источников энергии.

Цель амбициозна: достичь углеродной нейтральности к 2060 году. К 2030 году, как промежуточный этап пути, планируют сократить выбросы парниковых газов на 15-25%. Для этого государство рассматривает строительство атомной электростанции, замену угольных электростанций газовыми турбинами, снижение выбросов парниковых газов на нефтеперерабатывающих заводах, развитие возобновляемых источников энергии и реструктуризацию электроэнергетики.

Власти Казахстана также изучают возможность смягчения последствий планируемого налога на выбросы углерода в Европейском Союзе. Правительство уже приняло закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки и использования возобновляемых источников энергии», направленный на стимулирование инвестиционной активности в секторе возобновляемых источников энергии. Согласно закону, инвестору предоставляют 50 % компенсацию затрат на приобретение установок возобновляемой энергии мощностью не более 5 кВт.

Рассчитать
стоимость
Связаться
с менеджером
Оставить
заявку