Для обеспечения потоком энергии китайское правительство планирует увеличить использование ветровой, солнечной, гидро- и ядерной энергии до 39% к 2025 году. Сейчас данный показатель находится на уровне 29%.
Чтобы источники энергии стали чище, государство предусмотрело быстрое расширение мощностей и приняло односторонние принудительные меры, направленные на борьбу с перебоями в работе возобновляемых источников энергии.
Согласно Национальному энергетическому управлению и главному специалисту по экономическому планированию Китая, план, который охватывает цели энергетического сектора на 2021–2025 года, имеет консервативный подход к использованию угля и уделяет больше внимания модернизации, а не полному отказу от существующих угольных электростанций.
Что важно, в документе подчеркивается энергетическая безопасность как «предпосылка», на которой будет построена современная энергетическая система Китая, с подробным руководством в специальной главе под названием «Повышение стабильности и безопасности цепочек поставок энергии».
В главе основное внимание уделяется стабилизации внутренних запасов нефти, расширению добычи природного газа, расширению мощностей по хранению энергии и модернизации. Это примечательно из-за событий прошлого года, которые выдвинули энергетическую безопасность на первый план для азиатских экономик, таких как нехватка угля во второй половине 2021 года, рекордно высокие цены на нефть, газ и уголь и украинский кризис. Роль угля отойдет на второстепенный план, «обеспечивая фундаментальную безопасность и гибкость системы».
Считается, что пять лет Китай будет обеспечивать стабильное развитие экономики опираясь на внутренние мощности, исправляя недостатки, диверсифицируя поставки, наращивая хранение энергии, улучшая систему производства-распределения-хранения-торговли, последовательно повышая способность справляться с рисками, защищая производственные цепочки и цепи поставок.
Энергетическое будущее поднебесной будет основано на принципе «создать новое, прежде чем разрушать старое», который часто упоминается в последних политических документах, подразумевая, что Пекин будет координировать, а не создавать конкуренцию между ископаемыми и неископаемыми источниками топлива.
План направлен на поэтапный отказ от 30 ГВт неэффективных угольных электростанций, что составляет 2,7% от текущей установленной мощности, а это по данным Китайского совета по электроэнергетике, около 1100 ГВт.
Для повышения гибкости требуется модернизация еще 200 ГВт угольной генерации, особенно небольших блоков мощностью менее 300 МВт, что позволяет в короткие сроки перезапустить их для резервирования солнечной и ветровой мощности для решения проблемы с перебоями.
Руководство плана по нефти и газу также сосредоточено на энергетической безопасности. Он направлен на увеличение добычи природного газа до 230 млрд кубометров в год, что на 12% больше по сравнению с уровнем 2021 года, и поддержание внутренней добычи сырой нефти на уровне 200 млн тонн или 4,02 млн баррелей в сутки с 2022 по 2025 год.
Согласно данным Национального бюро статистики, добыча сырой нефти в Китае в 2021 году составила 198,98 млн тонн, а в январе-феврале достигла шестилетнего максимума, примерно в 4,16 млн баррелей в сутки. В это же время, в январе-феврале этого года, импорт Китая упал на 4,9%, что составило до 10,58 млн баррелей в сутки.
Что касается направлений развития, ключевыми проектами для обеспечения энергетической безопасности в области природного газа названы разведка и добыча газа в плотных породах в бассейне Ордос и сланцевого газа в бассейнах Сычуань и Тарим. Предусмотрено расширение мощностей хранилищ природного газа до 55-60 миллиардов кубометров к 2025 году, что составляет около 13% от общего потребления природного газа в стране, в основном за счет подземных хранилищ газа и терминалов СПГ.
В текущей пятилетке сделан упор на развитие не только отечественных проектов по разведке и добыче нефти и газа, но и направлено внимание на международное сотрудничество с производителями и потребителями и развитие возможностей международной торговли.
К 2025 году энергия от возобновляемых источников должна составить до 4,6 млрд тонн условного топлива в год. Это на 12,7% больше, чем в 2020 году, что в топливном эквиваленте равняется 520 млн тонн условного топлива.
Согласно цели увеличения годового энергоснабжения, 67% этого роста будет приходиться на базы производства экологически чистой энергии в западном Китае, а 29% — на неископаемые виды топлива в восточном и центральном Китае. Остаток будет получен за счет передачи электроэнергии между провинциями мощностью 60 ГВт. Это охватывает Юньань, Гуйчжоу, Сычуань и Тибет для развития гидро-, солнечной и ветровой энергетики, а также провинции на северо-западе и в центральном Китае, такие как Ганьсу, Нинся, Внутренняя Монголия, Шэньси, Шаньси и Синьцзян.
К 2025 году поставлена амбиция достичь мощности по выработке электроэнергии в 3000 ГВт, что на 800 ГВт больше текущего уровня, из которых традиционная гидроэнергетика достигнет 380 ГВт, гидроаккумулирующая электроэнергия — 62 ГВт, а ядерная — до 70 ГВт.
Конкретных планов для ветра и солнца в документе нет, но стоит помнить, что в октябре прошлого года Китай взял на себя обязательство увеличить общую установленную мощность ветровой и солнечной энергии до более чем 1200 ГВт к 2030 году.