Энергетические компании обязаны участвовать в системе торговли выбросами ЕС (ETS), крупнейшем в мире рынке выбросов углерода. С одной стороны, Евросоюз устанавливает ограничение на максимальное количество парниковых газов, которые могут выделять предприятия. С другой стороны, он создает разрешения для каждой единицы выбросов углерода. Компании могут приобрести эти разрешения и обменять их друг на друга в соответствии со своими ежегодными потребностями. Со временем лимит ужесточается, и цены на разрешения постепенно растут. Эта тенденция является стимулом для энергетического сектора отказаться от ископаемого топлива и принять устойчивые альтернативы.
Однако, поскольку экологический переход все еще находится на ранних стадиях, компании, охватываемые системой торговли выбросами, должны продолжать покупать и торговать разрешениями на выбросы углерода. Бум восстановления экономики и энергетический кризис переместили цену на уголь примерно на 76%, с 34 евро в середине января до почти 60 евро в конце октября. Потребители рискуют стать конечными потребителями этих дополнительных затрат, особенно в странах, зависящих от угля.
Премьер-министр Матеуш Моравецки недавно заявил, что климатическая политика ЕС виновата в кризисе цен на энергоносители. Европейская комиссия, которая яростно защищает систему торговли выбросами, пытается противостоять этим атакам, утверждая, что доминирующими факторами ценового кризиса являются восстановление мировой экономики и высокий спрос со стороны азиатских стран. По оценкам Брюсселя, разрешения в рамках ETS способствуют лишь небольшому проценту (более 20%) от общего экономического роста.
Рост цен на электроэнергию по всему ЕС связан с сочетанием факторов, но в основном с высокими ценами на природный газ и растущим посткризисным спросом. Это глобальное развитие, которое затрагивает большинство стран, независимо от их местоположения или рыночных соглашений.
Единственным жизнеспособным решением для предотвращения ценового кризиса в будущем является переход на возобновляемые источники энергии, которые являются независимыми источниками и обходятся намного дешевле.
Энергетический кризис приближается к деликатному времени для комиссии: в июле исполнительная власть представила пакет далеко идущих законодательных предложений, направленных на сокращение выбросов парниковых газов ЕС как минимум на 55% к концу десятилетия. Среди законопроектов-создание новой автономной системы торговли выбросами, которая будет включать загрязняющее топливо, используемое для обогрева зданий и автомобильного транспорта.
Идея была встречена смешанной реакцией, и некоторые законодатели сразу же заявили, что отвергли ее из-за потенциального вреда для среднего класса. Комиссия, которая продолжает подчеркивать, что все выбросы углекислого газа должны облагаться налогом независимо от их происхождения или причины, готовится начать законодательные переговоры с Европейским парламентом и Советом ЕС, дебаты, которые затронуты уже углубляющимся кризисом.
Согласно словам сотрудника по политике устойчивого развития европейской организации потребителей (BEUC), энергетический кризис не ослабляет экологические действия ЕС, а усиливает его значение.
«Для нас это явный призыв ускорить переход к энергетической системе, основанной на возобновляемых источниках энергии. Именно наша зависимость от ископаемого топлива, такого как бензин и природный газ, делает наши счета за электроэнергию намного дороже».
«Если вы посмотрите на цифры, ветер и электроэнергию на основе солнечной энергии, цены оставались стабильными. Проблема заключается в рекордных значениях роста цен на природный газ и бензин. Этим вызван рост цен на электроэнергию. Это простая или техническая причина: во времена высокого спроса на электроэнергию угольные и газовые электростанции должны быть включены для питания системы. И газ, и уголь имеют гораздо более высокую цену, чем возобновляемые источники энергии для производства электроэнергии».
Влияние ЕС на колебания цен на энергоносители может оставаться угрозой в ближайшие годы, прежде чем изменения в сторону возобновляемой энергетики принесут ожидаемую стабильность рынка. Между тем, правительствам необходимо будет разработать временные решения, такие как снижение налоговых ставок и дополнительные сборы, взимаемые с счетов за электроэнергию, которые в некоторых странах могут составлять половину конечной цены. Правительство Испании временно понизило акциз на электроэнергию с 5,1% до 0,5% — минимума, предусмотренного законодательством ЕС.
Другие меры могут включать социальные программы по защите находящихся под угрозой исчезновения домашних хозяйств и малых предприятий, смягчению энергетической бедности и предотвращению отключения электроэнергии семьями. В 2018 году около 34 миллионов европейцев заявили, что не могут должным образом отапливать свои дома.
Правительства также могут предлагать прямые денежные вливания, такие как французский «chèque énergie», чтобы предложить мгновенное облегчение тем, кто изо всех сил пытается оплатить счета, хотя такой инструмент может быстро превзойти бюджет, если цены продолжат расти в соответствии с прогнозами.
Пересмотр контракта с поставщиками электроэнергии может дать потребителям шанс на спасение. Контракты с фиксированной ценой помогают обеспечить последовательную и предсказуемую цену, даже если цена не полностью отражает реальность рынка или фактическое потребление клиента.
Потребители с регулируемым ценовым контрактом больше подвержены риску колебаний: когда цены на энергоносители падают, как это произошло в прошлом году, когда эпидемия коронавируса задержала всю экономику, их счета стали намного дешевле, но, когда цены растут, как сейчас, потребители теряют контроль над своими расходами.
«Вы можете выбрать контракт с более высоким или более низким риском. Если вы не хотите рисковать, вы подписываете контракт с фиксированной ценой, который обычно немного дороже, по крайней мере, в начале», — говорит Деннис Хесселинг.
«Если мы посмотрим на прогнозные цены, ожидается, что цены, которые операторы платят за поставки газа в следующем месяце, останутся высокими в течение следующих шести месяцев».