Общие опасения по поводу экономики, глобального энергетического кризиса и возрождения COVID-19 замедлили стремление Китая расширить свой углеродный рынок, и отраслевые эксперты ожидают, что темпы роста будут продолжать замедляться до тех пор, пока условия не улучшатся.
До сих пор Пекин откладывал объявление нескольких ключевых политик как в отношении соблюдения, так и добровольных углеродных рынков, таких как включение новых промышленных секторов в национальный углеродный рынок и перезапуск внутреннего механизма сертифицированных сокращений выбросов Китая или CCER. В ближайшей перспективе объемы торговли на китайском рынке выбросов углерода сократились, поскольку правительства провинций и энергетические компании заняты управлением запасами топлива и хеджированием глобальных сбоев в торговых потоках угля, газа и нефти.
Это соответствует снижению ликвидности и цен на мировых углеродных рынках, поскольку страны отдают приоритет немедленной энергетической безопасности, а не энергетическому переходу. В то время как российско-украинский конфликт может нарушить энергоснабжение в зимнее время, компании готовятся к истощению денежных потоков из-за надвигающейся экономической рецессии.
В мае премьер Госсовета Ли Кэцян заявил, что ключевые экономические показатели Китая значительно снизились в марте-апреле, и в какой-то степени страна столкнулась с даже большими трудностями, чем в 2020 году, когда впервые разразился COVID-19.
Его речь была произнесена на встрече под названием «Стабилизация экономической базы страны» и была широко воспринята как призыв к спасению экономики Китая. Следовательно, в этом году Китай сместил акцент с сдерживания энергопотребления и интенсивности на рост и стабильность.
Национальный рынок выбросов углерода в Китае был запущен 16 июля 2021 года, в нем участвуют более 2000 энергетических компаний, на долю которых приходится более 40% выбросов CO2 в стране. Электростанции, работающие на угле и газе, были первой группой участников, но эти компании также являются основой нынешних усилий страны по поддержанию стабильного энергоснабжения.
Новые промышленные отрасли, которые вошли в число участников следующей группы, составляют основу экономики Китая и в равной степени заняты борьбой с экономическим спадом.
Лай Сяомин, председатель Шанхайской биржи окружающей среды и энергетики, на которой размещена национальная торговая платформа Китая, заявил в декабре 2021 года, что в 2022 году планируется зарегистрировать секторы цветных металлов и строительных материалов на национальном углеродном рынке. Но по прошествии шести месяцев не появилось никакой конкретной политики или правил торговли, и компании в этих секторах понятия не имеют, как будут распределяться квоты на выбросы.
Зачисление новых секторов, скорее всего, произойдет позже в 2023 году, начиная с цемента и электролитического алюминия, сообщил в апреле государственным СМИ Цземянь Чжан Силян, профессор Университета Цинхуа и главный архитектор китайской схемы торговли выбросами.
Нынешняя система торговли выбросами также сталкивается с задержками. В рамках китайской ETS энергетические компании сообщали о годовых выбросах за 2021 год провинциальным правительственным учреждениям, которые затем проверяли эти данные и объявляли, какие компании имеют выбросы выше порогового уровня в 26 000 мтCO2-экв./год и подпадают под действие схемы торговли квотами на выбросы.
Эти правомочные компании могут покупать или продавать квоты на выбросы, называемые китайскими квотами на выбросы или CEA, в зависимости от того, достигли ли они своих целей или не достигли их. Этот список компаний ожидался к 30 июня, но центральное правительство продлило крайний срок до 30 сентября.
Поскольку проверка соответствия требованиям и выбросов еще не завершена, китайские энергетические компании по-прежнему не уверены, нужно ли им торговать разрешениями на выбросы на 2021 год, а также суммами для покупки или продажи.
Эта неопределенность подавляла ликвидность по крайней мере до четвертого квартала 2022 года или, возможно, даже позже, и министерство окружающей среды заявило, что решение о продлении было «принято после рассмотрения последствий COVID-19».
Китайский университет Фудань, опубликовавший прогнозы цен на выбросы углерода, заявил в отчете от 30 июня, что Китай может объединить 2021 и 2022 годы в единый период соблюдения требований, следуя механизму, принятому в 2021 году, когда 2019-2020 годы были объединены в единый отчетный период.
Это отодвигает принятие решения на 2023 год, говорится в отчете Фуданьского университета. Двухлетний отчетный период также означает, что рыночная ликвидность может оставаться низкой в течение длительного периода.
Между тем среднесуточный объем торговли CEA резко упал до 119 766 тонн CO2-экв. по состоянию на 14 июля с 1,57 миллиона тонн CO2-экв. за весь 2021 год.
Китай планировал возобновить регистрацию и выдачу добровольных сертификатов углеродного рынка, или CCER, после пятилетнего перерыва, но, похоже, это тоже было отложено.
Сложный характер добровольной торговли выбросами углерода требует принятия решений на высоком уровне и планирования политики в отношении трансграничной торговли квотами на выбросы углерода, но у властей есть более насущные проблемы, которые необходимо решить.
В обращении находятся сертификаты CCER от проектов, зарегистрированных до 2017 года, и рынку необходимо расширить предложение кредитов, чтобы удовлетворить спрос на рынке комплаенс и компаний с добровольными планами нулевой нетто-активности.
Согласно договоренности министерства окружающей среды, ожидается, что Пекинская зеленая биржа в конечном итоге станет местом размещения платформ CCER для регистрации и торговли выбросами. Несмотря на отсутствие централизованного рынка, CCER по-прежнему можно продавать на нескольких провинциальных биржах, а цены выросли в несколько раз по сравнению с рыночными надбавками из-за ограниченного предложения.
По данным сингапурской цифровой биржи MetaVerse Green Exchange, за неделю, закончившуюся 8 июля, средневзвешенная цена CCER на Sichuan United Environment Exchange достигла рекордно высокого уровня 92,50 юаня за тонну CO2-экв (13,79 долларов США за тонну CO2-экв.). На сычуаньскую биржу приходится почти две трети общего объема торгов CCER на этой неделе. Для сравнения, средневзвешенная цена CEA составляла 57,02 юаня за тонну CO2-экв. (8,50 долларов США за тонну CO2-экв.) по состоянию на 8 июля, свидетельствуют официальные данные.